Бокс программа СОГ 8 лет

1

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) для
Муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Артинская спортивная школа имени Заслуженного тренера России Юрия
Вильгельмовича Мельцова» (далее МАУ ДО «Артинская СШ им. ЗТ России
Ю.В. Мельцова») по виду спорта бокса разработана в соответствии с
основными положениями и требованиями нормативных актов и
законодательств в сфере образования, физической культуры и спорта:
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ;
-Приказ Министерства спорта РФ от 15 ноября 2018 г. N 939
«Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму
содержания,
структуре,
условиям
реализации
дополнительных
предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и
к срокам обучения по этим программам»;
- Особенностями организации и осуществления образовательной,
тренировочной и методической деятельности в области физической культуры
и спорта утвержденными приказом Минспорта России от 27 декабря 2013 г.
N 1125;
- Методическими рекомендациями по организации спортивной
подготовки в Российской Федерации (письмо Минспорта России от 12 мая
2014 г. N ВМ-04-10/2554);
- Федеральными государственными требованиями к минимуму
содержания,
структуре,
условиям
реализации
дополнительных
предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и
к срокам обучения по этим программам утвержденными приказом
Министерства спорта Российской Федерации от 13 сентября 2013 г. N 730;
- Приказом Министерства спорта Российской Федерации (Минспорт
России) от 12 сентября 2013 г. N 731 "Об утверждении Порядка приема на
обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области
физической культуры и спорта";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СП
2.4.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Министерства спорта Российской Федерации «Об
утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта
самбо» от 09.02.2021 г. № 62.
Программа имеет следующую структуру: пояснительная записка;
учебный план; методическая часть; план профориентационной работы,
система контроля (порядок и формы текущего контроля, формы аттестации)
и зачетные требования, перечень информационного обеспечения.
2

Программа предусматривает в освоении обучающимися МАУ ДО
«Артинская СШ им. ЗТ России Ю.В. Мельцова» два уровня сложности
(стартовый и базовый).
Обучение по Программе ведется на русском языке.
Основными задачами реализации Программы являются:
- формирование и развитие творческих и спортивных способностей
детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом,
интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья обучающихся;
формирование навыков адаптации к жизни в обществе,
профессиональной ориентации;
- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности
в спорте.
Программа направлена на:
- отбор одаренных детей;
- создание условий для физического образования, воспитания и развития
детей;
- формирование знаний, умений, навыков в области физической
культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;
- подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в
дальнейшем по программам спортивной подготовки;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
организации, реализующие образовательные программы спортивной подготовки
в области физической культуры и спорта;
- организацию досуга детей и формирование потребности в
поддержании здорового образа жизни.
Бокс - контактный вид спорта, единоборство, в котором спортсмены
наносят друг другу удары кулаками в специальных перчатках.
Мастерство боксера определяется тем, насколько успешно он владеет
техникой разнообразных приемов нападения и защиты, тактикой их
применения, уверенности в себе и своих силах, повышает уровень
самооценки.
Под влиянием тренировочных нагрузок в процессе занятий боксом
укрепляется опорно-двигательный аппарат, развиваются разнообразные
двигательные качества и навыки, в особенности быстрота, сила, точность и
координация движений, и как следствие, активизируются все основные
жизненно важные функции.
Положительное влияние занятий боксом на развитие двигательных и
психических функций, воспитание и совершенствование моральных и
волевых качеств позволяет рассматривать бокс не только как вид спорта, но и
как мощное средство физического воспитания и систему развития и
совершенствования личности.
3

Специфика организации тренировочного процесса
Подготовку спортсмена в боксе необходимо рассматривать как
целостную систему. В ней следует выделить несколько основных
компонентов:
- систему спортивных соревнований;
- систему тренировочных мероприятий;
- систему факторов повышения эффективности тренировочной и
соревновательной деятельности.
Все компоненты системы подготовки взаимосвязаны и дополняют друг
друга. Вместе с тем они имеют вполне определенные задачи и методические
особенности, которые придают им самостоятельное значение.
Система спортивных соревнований представляет собой ряд
официальных и неофициальных соревнований, включенных в единую
систему подготовки боксера. Участие в соревнованиях является мощным
фактором совершенствования специфических физических качеств,
технической,
тактической
и
психологической
подготовленности.
Оптимальное сочетание соревновательной подготовки с другими
компонентами системы подготовки может обеспечить достижение
спортивных результатов.
Центральным компонентом подготовки боксера является система
спортивной тренировки. В структуре спортивной тренировки принято
выделять: физическую, техническую, тактическую и психологическую
подготовку. Комплексным результатом спортивной тренировки является
достижение боксером состояния тренированности, которое выражается в
повышенном уровне функциональных возможностей организма спортсмена и
достигнутой степени совершенства владения технико-тактическими
действиями и психологическими свойствами.
Решение задач подготовки спортсмена требует направленного
использования факторов повышения эффективности тренировочной и
соревновательной деятельности. В качестве таких факторов можно
выделить: питание и фармакологические средства, физиотерапевтические
воздействия, психотерапевтические и биомеханические факторы.
Программа разработана на основе следующих принципов:
- принцип комплексности – предусматривает тесную взаимосвязь всех
сторон тренировочного процесса (физической, технико-тактической,
психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и
восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского
контроля);
- принцип преемственности – определяет последовательность
изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его
требованиям высшего спортивного мастерства с тем, чтобы обеспечить в
многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и
методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок,
рост показателей физической и технико-тактической подготовленности;
- принцип вариативности – предусматривает в зависимости от этапа
4

многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена,
вариативность программного материала для практических занятий,
характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок,
направленных на решение определенной педагогической задачи.
Структура системы многолетней подготовки
Система многолетней спортивной подготовки представляет собой
единую организационную систему, обеспечивающую преемственность
задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных
групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности:
оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических
качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон
подготовленности; рост объема общей и специальной физической
подготовки, соотношениемежду которыми постоянно изменяется; строгое
соблюдение постепенности впроцессе наращивания нагрузок; одновременное
развитие отдельных качествв возрастные периоды, наиболее благоприятные
для этого.
Организация занятий по Программе осуществляется по двум уровням
сложности – стартовый и базовый.
Срок обучения по Программе – 8 лет (3 года для стартового уровня и 5 лет для
базового уровня).
Учреждение с целью выполнения индивидуального учебного плана,
обучающегося может реализовать программу в сокращенные сроки.
Минимальный возраст лиц для зачисления на уровни сложности
Уровни сложности
Минимальный возраст
обучающегося
Стартовый уровень
7 лет
Базовый уровень
10 лет
Минимальная наполняемость группы (человек)
Уровни программы
Стартовый уровень
Базовый уровень
1-3 год обучения
1-3 год обучения
4-5 год обучения
15
10
8
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение по
Программе – 7 лет.
Программа предусматривает два уровня сложности – стартовый и базовый.
На каждом из уровней решаются определенные задачи.
Стартовый уровень (СУ)
На этот уровень зачисляются дети, желающие заниматься боксом, не
имеющие медицинских противопоказаний к данному виду спорта, по
5

результатам индивидуального отбора, который заключается в выявлении у
поступающих физических (двигательных) способностей, необходимых для
освоения Программы.
Основные задачи:

укрепление
здоровья,
разностороннее
физическое
развитие,
способствующее
улучшению
приспособленности
организма
к
изменяющимся условиям внешней среды;

развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости) и их гармоничное
сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;

формирование двигательных умений и навыков;

освоение комплексов общеподготовительных, общеразвивающих
физических упражнений;

формирование социально-значимых качеств личности;

получение коммуникативных навыков, опыта работы в команде
(группе);

освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности
обучающихся физических нагрузок;

приобретение знаний требований техники безопасности при занятиях
избранным видом спорта;

формирование умений соблюдения техники безопасности при
самостоятельном выполнении упражнений;

приобретение опыта участия в физкультурных и спортивных
мероприятиях;

освоение знаний основ судейства по избранному виду спорта.

формирование умений точно и своевременно выполнять задания,
связанные с правилами избранного вида спорта и подвижных игр;

формирование умений развивать физические качества по избранному
виду спорта средствами других видов спорта и подвижных игр;

приобретение навыков сохранения собственной физической формы.
-привлечение максимально возможного числа детей и подростков к
занятиям, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к
систематическим занятиям спортом и к здоровому образу жизни;
-овладение необходимыми навыками безопасного падения на различных
покрытиях (в том числе не только в условиях спортивного зала);
-обучение основам техники самбо, подготовка к разнообразным действиям в
ситуациях самозащиты;
-выполнение контрольно-переводных нормативов для зачисления на
6

базовый уровень
Базовый уровень (БУ)
На этот уровень зачисляются здоровые и практически здоровые
обучающиеся по результатам промежуточной аттестации, прошедшие не
менее одного года обучения на стартовом уровне
Основные задачи:

укрепление
здоровья,
разностороннее
физическое
развитие,
способствующее
улучшению
приспособленности
организма
к
изменяющимся условиям внешней среды;

развитие способности к проявлению имеющегося функционального
потенциала в специфических условиях занятий по избранному виду спорта;

повышение уровня физической работоспособности и функциональных
возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию
как основы специальной физической подготовки;

формирование психологической подготовки, направленной на
развитие и совершенствование психических функций и качеств, которые
необходимы для успешных занятий избранным видом спорта;

формирование социально-значимых качеств личности;

развитие коммуникативных навыков, лидерского потенциала, опыта
работы в команде (группе);

развитее организаторских качеств и ориентация на педагогическую и
тренерскую профессии;

формирование умений точно и своевременно выполнять задания,
связанные с правилами избранного вида спорта и подвижных игр;

формирование умений развивать физические качества по избранному
виду спорта средствами других видов спорта и подвижных игр;

приобретение и закрепление навыков сохранения собственной
физической формы.

закрепление знаний основ судейства по избранному виду спорта.
- стабильность демонстрации спортивных результатов на официальных
спортивных соревнованиях;

7

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
При составлении учебного плана учитывается максимальный объем
недельной тренировочной нагрузки в часах для групп стартового уровня с
расчетом на 36 недель занятий и 42 недели занятий базового уровня.
№
п/п

1.
1.1

1.2
1.3

1.4
1.5
2.
3.
4.
5.

Разделы подготовки

Предметные области (час.)
Теория и методика
физической культуры и
спорта
Общая и специальная
физическая подготовка
Избранный
вид
спорта
(техника и тактика бокса,
участие в соревнованиях,
инструкторская и судейская
практика,
восстановительные
мероприятия)
Другие виды спорта и
подвижные игры
Технико-тактическая и
психологическая
подготовка
Самостоятельная
работа обучающихся
Соревновательная
деятельность
Тренировочные сборы
Промежуточная и итоговая
аттестация
Всего часов

Стартовый
уровень
3
2
год
год

1
год

11

Базовый уровень
1
год

2
год

17

17

3-4
год

5
год

21

25

7

11

36

54

54

84

84

105

126

79

119

119

185

185

231

278

7

11

11

17

17

21

25

14

21

21

33

33

42

50

до 10 % от общего объема учебного плана
согласно календарному плану
согласно календарному учебному графику
согласно календарному учебному графику
144

216

216

336

336 420 504

Непрерывность освоения обучающимися Программы в каникулярный
период обеспечивается в спортивно-оздоровительных лагерях, участием в
тренировочных сборах, самостоятельной работой обучающихся, которая
направлена на развитие их творческой инициативы, самостоятельности,
ответственности, организованности, усвоения и закрепления знаний, умений и
навыков. На самостоятельное обучение предпочтительнее выносить такие
предметные области, как теория и методика физической культуры и спорта,
физическая подготовка, другие виды спорта и подвижные игры.
8

Навыки в других видах спорта, способствующие повышению
профессионального мастерства в избранном
Бокс - динамический вид спорта, требующий от спортсмена высокого
уровня физической подготовленности. Физическая подготовка является базой
всего тренировочного процесса. Средствами физической подготовки боксера
могут являться упражнения из различных видов спорта, таких как легкая
атлетика, спортивная акробатика и гимнастика, тяжелая атлетика,
спортивные игры.
Соотношение объемов тренировочного процесса по предметным
областям:
Предметные области
Объемы
тренировочного
процесса (%)
5
Теория и методика физической культуры и спорта
Общая и специальная физическая подготовка
Избранный вид спорта бокс
Другие виды спорта и подвижные игры
Технико-тактическая и психологическая подготовка
Всего

25
55
5
10
100%

III.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Методика работы по этапам подготовки
Многолетнюю подготовку от новичка до чемпиона целесообразно
рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным
закономерностям, как сложную специфическую систему со свойственными
ей особенностями с учетом возрастных возможностей и индивидуальных
особенностей юных спортсменов.
Основными формами осуществления тренировочного процесса являются:
- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
- самостоятельная работа обучающихся;
- работа по индивидуальным планам;
- тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
- промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.
-Этап стартового уровня
Основная цель тренировки: утверждение в выборе спортивной специализации
бокс и овладение основами техники.
Основные средства:
9

1) подвижные игры и игровые упражнения;
2) общеразвивающие упражнения;
3) элементы акробатики;
4) всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;
5) метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и др.);
6) скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов);
7) гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки;
8) введение в школу техники бокса.
Основные методы выполнения упражнений:
 игровой;
 повторный;
 равномерный;
 круговой;
 контрольный;
 соревновательный.
Основные направления тренировки. На первый план выдвигать
разностороннюю физическую подготовку и целенаправленно развивать
физические качества путем специально подобранных комплексов упражнений
и игр с учетом подготовки спортсмена.
Особенности обучения. Двигательные навыки у юных спортсменов
должны формироваться параллельно с развитием физических качеств,
необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта.
Факторы, ограничивающие нагрузку:
1) недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;
2) возрастные особенности физического развития;
3) недостаточный общий объем двигательных умений.
Базовый уровень
Основная цель тренировки: углубленное овладение техникотактическим арсеналом бокса.
Основные средства:
1) общеразвивающие упражнения;
2) элементы акробатики и гимнастические упражнения;
3) всевозможные прыжки и прыжковые упражнения;
4) комплексы специальных упражнений из арсенала бокса;
5) упражнения со штангой (вес штанги 30-70% от собственного веса);
6) метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и
др.);
7) изометрические упражнения.
-Методы выполнения упражнений: повторный, переменный, повторнопеременный, круговой, игровой, контрольный; соревновательный.
Основные
направления
тренировки.
Тренировочный
этап
характеризуется неуклонным повышением объема и интенсивности
тренировочных нагрузок, более специализированной работой в избранном
10

виде спорта. Тренировочный процесс приобретает черты спортивной
специализации.
Особенности обучения. При планировании учебных занятий
необходимо соблюдать принцип концентрированного распределения
материала, так как длительные перерывы в занятиях нежелательны.
Участие в соревнованиях зависит от уровня подготовленности юного
спортсмена, календаря соревнований, выполнения разрядных требований и
т.д.
Факторы, ограничивающие нагрузку:
1) функциональные особенности организма подростков в связи с
половым созреванием;
2) диспропорции в развитии тела и сердечно-сосудистой системы;
3) неравномерность в росте и развитии силы.
Методика работы по предметным областям.
Теория и методика физической культуры и спорта
Теоретическая подготовка проводится в форме сообщений, бесед,
лекций на тренировке. Она органически связана с физической, техникотактической и психологической подготовкой. Боксер, как и любой другой
спортсмен, должен обладать высокими моральными и волевыми качествами,
быть достойным гражданином России, с честью представлять свою
спортивную школу, свой город, страну на соревнованиях любого ранга.

11

№
п/
п

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11

12

План теоретической подготовки
Темы лекций и бесед
Стартовый
уровень
1 2
год год
1
История развития бокса
Основы философии и
психологии спортивных
единоборств
1
Место и роль физической
культуры и
спорта в современном обществе
Основы спортивной
0,5
подготовки и тренировочного
процесса
Основы законодательства в
сфере физической культуры и
спорта
Уголовная, административная и
дисциплинарная ответственность
за неправомерное использование
навыков приемов борьбы, в том
числе за превышение пределов
необходимой обороны
Необходимые сведения о строении 1
и функциях организма человека
1
Гигиенические знания,
умения и навыки
1
Режим дня, закаливание
организма, здоровый образ
жизни
1
Основы спортивного питания
0,5
Требования к оборудованию,
инвен тарю и спортивной
экипировке
1
Требования техники безопасности
при занятиях боксом
7
Всего часов:

12

Базовый
уровень

3
1
2 3-4
год год год год

5
год

1

1

2

2

1

2

1

1

2

3

2

2

1

1

2

2

2

2

1

1

2

3

1

2

2

2

1

2

1

1

2

2

2

2

1

1

2

2

2

3

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

2

2

1

1

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

1

1

3

3

2

2

17

21

25

11

11 17

Краткое содержание тем:
1) История развития бокса.
Возникновение и развитие бокса. Победы советских и российских
боксеров на крупнейших международных соревнованиях, мировых
первенствах и Олимпийских играх. Современное состояние и проблемы
развития бокса в России.
2) Основы философии и психологии спортивных единоборств.
Понятие о психологической подготовке. Основные методы развития и
совершенствования моральных и волевых качеств спортсменов. Преодоление
трудностей в процессе тренировки и соревнованиях. Влияние коллектива и
тренера на психологическую подготовку спортсмена. Средства и методы
совершенствования отдельных психологических качеств.
3) Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе.
Физическая культура и спорт. Значение физической культуры для трудовой
деятельности людей и защиты Российского государства. Органы
государственного управления физической культурой и спортом в России.
Физическая культура в системе образования. Коллективы физической
культуры, спортивные секции, детско-юношеские спортивные школы,
школы-интернаты спортивного профиля, училища олимпийского резерва,
центры
спортивной
подготовки.
Общественно-политическое
и
государственное значение спорта. Значение выступлений российских
спортсменов в официальных международных спортивных соревнованиях.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и
обороне».
4)Основы спортивной подготовки и тренировочного процесса.
Обучение и тренировка. Обучение классическим и специальновспомогательным упражнениям. Последовательность изучения упражнений и
компонентов
техники.
Физическое
развитие
занимающихся
и
эффективность обучения технике. Роль волевых качеств в процессе
обучения. Страховка и самостраховка. Спортивная тренировка как единый
педагогический процесс формирования и совершенствования навыков,
физических, моральныхи
волевых
качеств
занимающихся.
Понятие
о
тренировочной нагрузке. Понятие о тренировочных
циклах - годичных, месячных, недельных. Отдельные тренировочные занятия.
Эмоциональная составляющая занятий. Взаимосвязь обучения и воспитания в
процессе тренировки. Физическая, техническая, тактическая, моральная,
волевая и теоретическая подготовка, их взаимосвязь в процессе тренировки.
Принципы тренировки: систематичность, непрерывность, всесторонность,
постепенное повышение нагрузки, сознательность, учет индивидуальных
особенностей организма. Понятие о планировании тренировочного процесса.
Планирование тренировки и основные требования, предъявляемые к
планированию. Виды планирования: перспективное (на несколько лет),
текущее (на год), оперативное (на этап, месяц, неделю, занятие). Документы
планирования тренировочной работы: программа, учебный план, конспект
13

занятия. Расписание занятий. Календарный план соревнований. Дневник
спортсмена.
5) Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта.
Правила бокса как вида спорта. Требования, нормы и условия их выполнения для
присвоения спортивных разрядов и званий. Федеральные стандарты спортивной
подготовки. Общероссийские антидопинговые правила, утвержденные
федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры
и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными
антидопинговыми организациями. Предотвращение противоправного влияния
на результаты официальных спортивных соревнований и ответственность за
противоправное влияние.
6)
Уголовная, административная и дисциплинарная ответственность за
неправомерное использование навыков ударов бокса, в том числе за
превышение пределов необходимой обороны.
7)
Необходимые сведения о строении и функциях организма человека.
Опорно-двигательный аппарат: кости, связки, мышцы, их строение и функции.
Основные сведения о кровообращении, составе и значении крови. Сердце и
сосуды. Дыхание и газообмен. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы
выделения. Центральная нервная система и ее роль в жизнедеятельности всего
организма. Влияние различных физических упражнений и упражнений с
отягощениями на организм человека. Изменения, происходящие в опорнодвигательном аппарате, органах дыхания и кровообращения, а также в
деятельности центральной нервной системы в результате занятий.
Воздействие физических упражнений на развитие силы и других физических
качеств.
8)
Гигиенические знания, умения и навыки.
Понятие о гигиене. Личная гигиена, уход за кожей, волосами, ногтями,
полостью рта. Гигиена сна. Гигиена одежды и обуви. Гигиена жилища и места
занятий. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ, купание,
баня). Меры личной и общественной профилактики (предупреждения
заболеваний).
9) Режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни.
Понятие о врачебном контроле. Понятие о ЗОЖ. Понятие о
тренированности, утомлении и перетренированности. Режим спортсмена.
Роль режима для спортсмена. Примерный распорядок дня. Показания и
противопоказания для занятий. Профилактика перетренированности.
Самоконтроль как важное средство. Дневник самоконтроля. Пульс, дыхание,
спирометрия, вес тела, сон, работоспособность, самочувствие. Значение
закаливания. Гигиенические основы и принципы закаливания. Средства
закаливания: солнце, воздух, вода.
10) Основы спортивного питания.
Питание. Особое значение питания для растущего организма. Понятие
об основном обмене. Величина энергетических затрат организма в
зависимости от возраста. Суточные энергозатраты. Энергетические траты в
зависимости от содержания тренировочного занятия. Назначение белков,
14

жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов, микроэлементов, воды в
жизни человека. Калорийность пищевых веществ. Суточные нормы
питания. Режим питания. Зависимость питания от периода, цели
тренировки и участия в соревнованиях. Питьевой режим.
11)Требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке.
Требования
к
спортивному
залу для занятий.
Оборудование
и
инвентарь зала. Боксерский ринг. Правила
хранения спортивного инвентаря. Спортивная одежда и экипировка боксера.
Использование технических средств в процессе обучения и контроля за
усвоением материала.
12) Требования техники безопасности при занятиях.
Правила техники безопасности, инструкции по технике безопасности. Оказание
первой помощи. Понятие о травмах. Травматические повреждения,
характерные для занятий, меры их профилактики. Страховка и самостраховка.
Первая помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, открытых
ранениях. Оказание первой помощи утопающему, засыпанномуземлей, снегом,
при электротравмах, обмороке, попадании инородных тел в глаза, уши, рот.
Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Общая и специальная физическая подготовка. Общая
физическая подготовка (для всех этапов)
Общая физическая подготовка (ОФП) направлена на всестороннее
физическое развитие, укрепление здоровья, подъем функциональных
возможностей организма, совершенствование важнейших физических и
волевых качеств, приобретение жизненно необходимых навыков. Такая
подготовка содействует умственному, эстетическому развитию, создает базу
для дальнейшего совершенствования. Поэтому, на первых этапах изучения
бокса используется широкий комплекс общеразвивающих упражнений,
отличающихся естественностью движений и не требующих специального
разучивания: различные виды ходьбы, бега, прыжков, простейшие
гимнастические упражнения, броски мячей, упражнения с набивными
мячами, скакалками, палками, подвижные и спортивные игры.
Строевые упражнения. Построения и перестроения. Повороты.
Различные виды ходьбы и бега.
Упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата
плечевого пояса и рук. Различные движения в плечевых, локтевых и
лучезапястных суставах. Различные упражнения с предметами в различных
исходных положениях, упражнения с отягощениями, сгибание и разгибание
рук в упоре. Подтягивание в висе. Лазание по канату, Упражнения с
гантелями, медболами, мешками с песком, со штангой и др. Упражнения для
рук с сопротивлением партнера.
Упражнения для развития мышц туловища. Наклоны с различными
положениями и движениями рук. Круговые движения туловища. Упражнения
для развития мышц брюшного пресса из положения лежа на животе, лежа на
спине, из положения виса на кольцах, перекладине, гимнастической стенке.
15

Упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата ног.
Различные движения ногами, махи в различных положениях. Приседания.
Выпады. Подскоки, выпрыгивания, прыжки. Упражнения со скакалкой на
месте и с передвижением в разные стороны.
Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений.
Упражнения на формирование правильной осанки.
Упражнения в равновесии. Упражнения на полу, на уменьшенной опоре,
на гимнастической скамейке, бревне. Усложнение упражнений путем
уменьшения площади опоры, повышения высоты снаряда.
Специальная физическая подготовка (для всех этапов)
Направленность специальной физической подготовки в практике бокса
тесно связана с технико-тактическим разнообразием боевых приемов,
выполняемых с различной амплитудой, разной скоростью и силой, из самых
порой необычных положений. В связи с этим, специальная физическая
подготовка решает задачи развития в самых широких диапазонах тех
физических качеств, которые способствуют наиболее успешному ведению
соревновательных поединков.
Упражнения для развития силы. Упражнения для развития специальной
силы боксера выполняются длительно с небольшим грузом, до утомления с
грузами средней величины, кратковременно с субмаксимальными и
максимальными весами. Упражнения по преодолению сопротивления
противника; метание и толкание ядер, камней, медболов, имитируя
боксерские удары; нанесение боксерских ударов с гантелями в руках;
ведение боя с «тенью»; выбрасывание рук с легкой штангой от груди вперед
и вверх; нанесение ударов в утяжеленных перчатках; прыжки на скакалке,
передвижения и бой с
«тенью» в утяжеленной обуви или с грузом на плечах или поясе и др.
Упражнения с развития быстроты. Выполнение ударов с гантелями в
руках и без них; чередование серий бросков медбола и нанесения ударов;
проведение боя с «тенью» в утяжеленной обуви и сразу без нее; «салки»
ногами (руки давят на плечи партнера); быстрое выполнение защит или
ударов на сигнал тренера (свисток, хлопок и т.п.); нанесение серий ударов в
максимальном темпе в течение 15 секунд через 30 секунд работы в
спокойном темпе; защита отклонами и уклонами от ударов, выполняемых в
максимальном темпе; совершенствование технико-тактических комбинаций с
быстрым переходом от защитных действий к атакующим и наоборот;
выполнение быстрых и легких контратакующих ударов; нанесение серии
ударов в максимальном темпе на ближней дистанции; условный бой с
партнером с установкой на быстроту; то же в утяжеленных перчатках;
нанесение быстрых ударов по «лапам»; по пневматической груше и др.
Упражнения для развития выносливости. Развитие специальной
выносливости боксеров базируется на упражнениях общей физической
подготовки.
Упражнения по развитию специальной выносливости в боксе решают
задачи развития аэробных и анаэробных возможностей занимающихся.
16

Для развития аэробных возможностей применяются следующие
упражнения: многораундовая работа на пневматической груше; непрерывное
нанесение легких ударов по груше, не давая ей опуститься до вертикали;
многораундовая работа на мешке; ведение тренировочных боев в условиях
удлиненных раундов; многораундовое выполнение прыжков со скакалкой.
Для развития анаэробных способностей применяются следующие
упражнения: многораундовая работа с партнером в условиях сокращения
интервалов отдыха и без перерывов в работе; чередование спринтерских
рывков и ускорений с ведением боя с «тенью»; нанесение ударов с задержками
дыхания; ведение условного боя в высоком темпе, быстро передвигаясь по
рингу и стараясь загнать противника в угол или прижать его к канатам; ведение
многораундового (до 10 раундов) вольного боя с частой сменой партнеров в
условиях сокращенных интервалов отдыха и без перерывов.
Упражнения для развития ловкости. Упражнения на снарядах:
нанесение серий ударов по пунктболу; нанесение серий ударов по
пневматической груше в различных направлениях; нанесение ударов по
груше на растяжках (горизонтальных); нанесение ударов по движущемуся
мешку. Упражнения с партнером; выполнение сейдстепов, ударов на скачке;
выполнение защитных движений при нанесении серий ударов парнеров;
совершенствование приемов на «связке» (по С.А. Степанову); проведение
спаррингов на ринге размером 1,5 х 1,5 м; условный бой «стенка на стенку»;
частая смена партнеров и темпа работы в парах; использование всего
комплекса технико-тактических приемов в «вольных» боях.
Упражнения для развития гибкости. Для развития специальной
гибкости боксеров используются упражнения общей и специальной
подготовки с большой амплитудой движений, с дополнительными грузами и
сопротивлениями; упражнения в наклонах, отклонах, «нырках»,
выполняемых как под одиночные, так и серии ударов.
Избранный вид спорта бокс
Все средства бокса можно структурно разделить на технические приемы
и боевые действия для того, чтобы более четко понять, как смысловые, так и
двигательные компоненты боевой деятельности боксера.
Технические приемы – это специализированные положения и движения
боксера, отличающиеся характерной двигательной структурой, взятые вне
тактической ситуации. Приемы составляют основу техники бокса.
В арсенал технических приемов бокса входят основные положения
боксера, удары руками, защиты. Технические приемы различаются
пространственными,
временными,
силовыми,
инерционными
и
ритмическими характеристиками. Определенные сочетания приемов
составляют взаимосвязанные двигательные компоненты – приемы
выполнения атак, контратак, защит.
Боевые действия – это движения боксера, применяемые для решения
тактических задач в конкретном поединке. Тактические задачи – это
деятельность, направленная на подготовку и применение средств ведения
17

боя.
В тактические задачи, выражающие зависимость между намерениями
боксеров и их двигательной деятельностью, входят: боевое назначение
средств (атака, защита, контратака), особенности их применения на различных
этапах развития поединка (атаки основные, встречные, ответные, контратаки).
Тактические задачи, в которых выражен диапазон вариантов действий,
определяют возможности применения средств бокса
–
простых,
комбинированных, с финтами, с наступлением или отступлением, на месте.
На тактическую модель боя оказывают влияние задачи овладения
пространством ринга, инициативой ведения боя, удержания завоеванного
преимущества, сдержи вание активности противника и ряд других.
Необходимость при обучении боксу не только овладения техникой
приемов, но и развития широкого комплекса специальных двигательных
качеств и тактических способностей значительно осложняет процесс
обучения и требует соблюдения определенной последовательности при его
проведении.
Овладение техникой бокса, развитие специальных двигательных
качеств, формирование тактических способностей, волевая подготовка
должны осуществляться в процессе обучения в тесной взаимосвязи.
На начальном этапе обучения основным содержанием занятий является
изучение и совершенствования техники выполнения основных приемов бокса.
Но уже на этом этапе вместе с овладением техникой должны прививаться и
начальные тактические навыки. По мере совершенствования техники
изучаемых приемов тактические навыки в большей степени начинают
выступать как средства решения разнообразных тактических задач в
единоборстве с различными партнерами. В тренировочный процесс все
больше включается боевая практика в целях формирования тактических и
волевых качеств, необходимых для успешного ведения поединков.
Стартовый уровень
Изучение и совершенствование боевой стойки и передвижений,
изучение прямых ударов левой и правой в голову и защиты от них.
Применение изученного материала в условных и вольных боях.
Изучение тактики ограничивается маскировкой начала удара,
нанесением обманных ударов в голову, а также неожиданными
чередованиями атак, уходов и контратак.
Изучение и совершенствование прямых ударов в туловище (одиночных,
двойных и серий) и защит от них. Дальнейшее совершенствование прямых
ударов в голову (особенно двойных ударов и серий) и защит от них.
Применение изучаемого материала в условных и вольных боях.
Изучая тактику ведения боя прямыми ударами в голову и в туловище,
следует особое внимание обратить на то обстоятельство, что обманные удары
в голову дают возможность наносить неожиданные удары в туловище и
наоборот. Кроме того, необходимо научить боксеров пользоваться такими
тактическими приемами, как смена цели при нанесении серии ударов (серия
начинается ударами в голову и заканчивается ударами в туловище и
18

наоборот), рекомендуется принять такой тактический прием, как
чередование последнего удара, т.е. боксер, атакуя или контратакуя, сериями
ударов должен заканчивать серию каждый раз другим ударом.
Изучение и совершенствование боковых ударов в голову и защита от
них. Применение боковых ударов в голову в условных и вольных боях.
Совершенствование одиночных, двойных серий прямых ударов в голову и в
туловище. Изучение серий из прямых и боковых ударов. Применение
изученного материала в условных и вольных боях.
Изучая тактику ведения боя, особое внимание следует обратить на
маскировку боковых ударов, а также на разнообразие контрударов после
нанесения противником боковых ударов левой и правой рукой в голову.
Изучение коротких ударов снизу и в туловище. Короткие удары снизу в
туловище и простейшие соединения их с боковыми ударами в голову.
Применение коротких ударов на ближней дистанции в условных боях.
Совершенствование техники и тактики боя на средней и дальней дистанциях
в условных и вольных боях.
Освоение элементов боя на ближней дистанции боя, а также простейшие
подготовительные движения для ближнего боя.
Базовый уровень
Передвижения.
Овладение
разнообразными
передвижениями,
соответствующими индивидуальным особенностям боксера:
- изучение передвижений с приставными шагами, мелкими боксерскими
нашагами (шафл), семенящими шагами;
- совершенствование передвижения одиночными и двойными шагами
вперед-назад, влево-вправо, «челночного» передвижения.
Удары и защиты. Совершенствование одиночных ударов левой и правой
рукой в голову и туловище, их силы и точности:
- прямой удар левой: сильный длинный, сильный короткий, быстрый
длинный, быстрый короткий;
- прямой удар правой: сильный длинный, сильный короткий, быстрый
длинный, быстрый короткий;
- боковой удар левой: сильный длинный и короткий, быстрый длинный и
короткий;
- боковой удар правой: сильный длинный и короткий, быстрый длинный и
короткий;
- удар снизу левой: сильный длинный и короткий, быстрый длинный и
короткий;
- удар снизу правой: сильный длинный и короткий, быстрый длинный и
короткий.
Совершенствование сочетаний различных ударов:
- повторные удары – последовательное нанесение 2-х ударов одной рукой;
- двойные удары – последовательное нанесение 2-х ударов одной и другой
рукой;
- серийные удары – последовательное нанесение 3-х, 4-х и более ударов с
19

определенным чередованием рук.
Изучение и доведение до навыка следующих приемов защит и их
сочетаний:
- уклонения: отходом назад, влево; уклоном вправо, влево; уклоном назад,
назад-вправо, назад-влево; нырком вниз, вниз-влево;
- остановки; подставкой кисти, предплечья, плеча; отбивом кистью наружу,
кистью внутрь, предплечьем наружу, предплечьем внутрь, блоком
предплечьем, кистью;
- сочетание приемов защит: отходом назад и подставкой кисти, отходом
вправо и отбивом кистью внутрь и т. п.;
- сочетание приемов защит с ударами: переключение от защитных действий
к ударам – уклон вправо – прямой удар правой в голову; уклон влево –
боковой удар левой в голову и т. п.;
- переключение от ударов к защитным действиям; прямой удар правой в
голову – нырок вниз – вправо; боковой удар левой в голову – нырок вниз –
влево и т. п.;
- атаками повторными прямыми ударами левой в голову; в голову и
туловище; туловище и голову;
- атака прямыми ударами левой и правой в голову; в голову и туловище; в
туловище и голову;
- атака боковыми ударами левой и правой в голову;
- атака боковым ударом левой и прямым правой в голову; то же в обратной
последовательности;
- атака разнотипными ударами (снизу, боковыми и прямыми) левой и правой
в голову и туловище;
- встречная контратака прямым ударом левой в голову под левую руку
противника с уклоном вправо;
- встречная контратака прямым ударом правой в голову под левую руку и
через левую руку («кросс») противника с уклоном влево;
- ответная контратака прямым ударом левой в голову после защиты
подставкой правой ладони от прямого левой в голову;
- ответная контратака прямым правой в голову после защиты уклоном
вправо от прямого левой в голову;
- ответная контратака прямым правой в голову после защиты подставкой
левого плеча правой в голову;
- ответная контратака ударом снизу левой в туловище после защиты
уклоном влево от прямого удара правой в голову, то же с боковым ударом
левойв голову;
- ответная контратака двойными, повторными и разнотипными сериями из
3-х, 4-х ударов и правой после защит подставками, уклонами и нырками от
прямых, боковых и ударов снизу.
Совершенствование тактических действий:
- действия на дальней дистанции; маневрирование, подготовительные
действия (ложные и обманные), начало, развитие и завершение атак,
защиты и ответные действия;
20

- действия на средней дистанции: вхождение в среднюю дистанцию, стойки,
передвижения и перемещения, особенности ведения боевых действий
(высокая плотность ударов, дифференцировка их по силе, возрастание роли
защит подставками, блокировками, уклонами и т. п.), уход на дальнюю
дистанцию, защитные действия;
- действия на ближней дистанции: вхождение, стойки, комбинации ударов,
защиты, уход на дальнюю дистанцию;
- совершенствование в условных боях действий на дальней дистанции с
вхождением в среднюю и развитием атаки при входе в ближнюю
дистанцию с последующим эффектным уходом на дальнюю дистанцию;
- совершенствование тактических действий в работе с боксером-левшой.
Участие в соревнованиях
Тренировочный процесс включает в себя обязательное систематическое
участие в спортивных соревнованиях, которое зависит от уровня подготовленности
юного спортсмена, календаря соревнований, выполнения разрядных
нормативов и т.д. В соревновательных поединках необходимо вырабатывать у
юных боксеров оптимизм к трудностям соревновательных условий и
способности не преувеличивать эти трудности. Основной задачей
соревновательной практики следует считать умение реализовать свои
двигательные навыки и функциональные возможности в сложных условиях
соревновательного противоборства.
Планируемые показатели соревновательной деятельности
Виды
Уровни программы
соревнований
базовый уровень
стартовый
уровень
до года
свыше
до двух
свыше
года
лет
двух лет
Контрольные
2
4
5
Отборочные
1
2
Основные
1
1
Главные
1
Контрольные соревнования проводятся с целью контроля уровня
подготовленности спортсменов. В них проверяется эффективность
прошедшего этапа подготовки, оценивается уровень развития физических
качеств, выявляются сильные и слабые стороны в структуре
соревновательной деятельности.
По результатам отборочных соревнований комплектуют команды, отбирают
участников главных соревнований. В зависимости от принципа, положенного
в основу комплектования состава участников главных соревнований, в
отборочных соревнованиях перед спортсменом ставится задача завоевать
определенное место или выполнить контрольный норматив, позволяющий
21

попасть в состав участников главных соревнований.
Основные и главные соревнования ориентированы на достижение
максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление
физических, технических и психических возможностей. Целью участия в
главных соревнованиях является достижение победы или завоевание
возможно более высокого места.
Инструкторская и судейская практика
Инструкторская и судейская практика является продолжением
тренировочного процесса боксеров, способствуют овладению практическими
навыками в обучении и судействе бокса.
В основе инструкторских занятий лежит принятая методика обучения
боксу. Поочередно, выполняя роль инструктора, боксеры учатся
последовательно и систематически изучать атакующие и защитные действия.
Инструкторские занятия наиболее эффективны, когда боксеры имеют
уже необходимое представление о методике обучения, а также правильно
выработанные и прочно усвоенные технические навыки.
Рекомендуется участие инструктора в качестве секунданта в боксе
новичка на соревновании типа «открытый ринг».
Судейская практика дает возможность боксерам получить
квалификацию судьи по боксу. В возрасте 14-16 лет прошедшим
специальную теоретическую и практическую подготовку при условии
регулярного участия в судействе соревнований присваивается судейская
квалификация «Юный судья». Судейская категория присваивается лицам по
достижении 16 лет, проявившим знания и умения в судействе, активно и
систематически участвовавшим в соревнованиях районного, городского и
областного масштабов на судейских должностях.
Восстановительные средства и мероприятия
Величина
тренировочных
нагрузок
и
повышение
уровня
тренированности зависят от темпов восстановительных процессов в
организме спортсмена. Средства восстановления подразделяются на три типа:
педагогические, медико-биологические и психологические.
Факторы
педагогического
воздействия,
обеспечивающие
восстановление работоспособности:
• рациональное сочетание тренировочных средств разной направленности;
• правильное сочетание нагрузки и отдыха как в тренировочном занятии, так
и в целостном тренировочном процессе;
• выбор оптимальных интервалов и видов отдыха;
• полноценные разминки и заключительные части тренировочных занятий;
• использование методов физических упражнений, направленных на
стимулирование
восстановительных
процессов
(дыхательные
упражнения, упражнения на расслабление и т.д.);
• повышение эмоционального фона тренировочных занятий;
• эффективная индивидуализация тренировочных воздействий и средств
22

восстановления;
• соблюдение режима дня, предусматривающего определенное время для
тренировок.
Медико-биологические средства восстановления: витаминизация,
физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная баня или
сауна. Перечисленные средства восстановления должны быть назначены и
постоянно контролироваться врачом.
К
психологическим
средствам
восстановления
относятся:
психорегулирующие тренировки, разнообразный досуг, комфортабельные
условия быта, создание положительного эмоционального фона во время
отдыха, цветовыеи музыкальные воздействия.
Наибольший эффект дает комплекс, а не отдельные восстановительные
средства. При выборе восстановительных средств особое внимание
необходимо уделять индивидуальной переносимости тренировочных и
соревновательных нагрузок.
Другие виды спорта и подвижные игры
Спортивные и подвижные игры — разнообразные и быстрые действия в
условиях постоянно меняющейся обстановки, направлены на развитие
быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственной
ориентации; воспитание настойчивости, решительности, инициативы и
находчивости; поддержание умственной и физической работоспособности;
снятие эмоционального напряжения, напряженной учебно-тренировочной
деятельности. Они эмоциональны, вызывают интерес у занимающихся, дают
возможность мобилизовать усилия без особого волевого напряжения,
разнообразно и интересно проводить тренировки. В играх присутствует
элемент соревнования, стремление к победе, что, бесспорно, ценно и
необходимолюбому спортсмену.
Занятия по спортивным и подвижным играм организуются зимой в
спортивном зале, летом - на открытом воздухе.
Подвижные игры. Игры с различными предметами, с элементами
сопротивления, с прыжками, с метаниями, с преодолением препятствий.
Эстафеты встречные и круговые.
Спортивные игры: баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, регби и
другие.
Обучение приемам техники спортивных игр начинается с разучивания
стоек и способов передвижения по площадке. Затем, изучаются способы
держания и ведения мяча, способы передач, подач, ловли мяча, бросков мяча в
корзину или в ворота, нападающие удары, блоки, заслоны. Обучение
тактическим действиям осуществляется одновременно с совершенствованием
технических приемов, в учебных двухсторонних играх, которые вначале
проводятся по упрощенным правилам (увеличение или уменьшение игроков в
командах, изменение размеров площадки, применение в некоторых случаях
нестандартного оборудования и инвентаря, предъявление пониженных
требований к соблюдению правил игры), а по мере овладения
23

занимающимися техническими приемами и тактическими действиями - по
официальным правилам соревнований.
Баскетбол пользуется заслуженной популярностью у всех спортсменов.
Он развивает быстроту реакции на действия партнеров и полет мяча,
вырабатывает выносливость. Волейбол — наиболее доступная, интересная и
простая игра, которую можно рекомендовать для активного отдыха. Футбол
дает большую физическую нагрузку в процессе самых разнообразных
действий.
Баскетбол. Ведение мяча, ловля мяча двумя руками, передача мяча двумя
руками от груди, после ловли на месте, после ловли с остановкой, после
поворота на месте. Перемещение в стойке вперед, в стороны, назад, умение
держать игрока с мячом и без мяча, Тактика нападения, выбор места и умение
отрываться для получения мяча, целесообразное применение техники
передвижения. Броски мяча с места под углом к корзине, с отражением от
щита. Двусторонние игры по упрощенным правилам.
Футбол. Удары по мячу ногой (левой, правой) на месте и в движении,
выполнение ударов после остановки, ведение мяча, остановка мяча, овладение
простейшими навыками командной борьбы. Двусторонние игры по
упрощенным правилам.
Спортивная акробатика и гимнастика успешно развивают координацию
движений, силу, ловкость и быстроту. Акробатические упражнения:
различные кувырки (вперед, назад, боком), стойка на лопатках, стойки на
голове и руках, мосты из различных исходных положений, полушпагаты,
шпагаты, колеса и т.д. Различные упражнения на гимнастической стенке и
скамейке, индивидуальные и парные. Простейшие прыжки, висы, упоры,
подъемы и соскоки, выполняемые на гимнастических снарядах.
Легкая атлетика. Различные виды ходьбы, бега и прыжков. Бег на дистанции.
Метание. При длительной и ритмичной ходьбе в работу вовлекается
большинство мышечных групп тела, усиливается деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, повышается обмен
веществ, укрепляются внутренние органы, улучшаются их функции. Ходьба
положительно влияет на развитие выносливости, воспитывает волевые
качества. Бег - наиболее распространенный вид физических упражнений,
составная часть многих видов спорта. Изменяя длину дистанции и скорость
бега, можно дозировать нагрузку, влиять на развитие выносливости,
быстроты и других качеств, необходимых боксеру. Вовлекая в работу многие
мышечные группы, бег вызывает усиление деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем и всего организма в целом. Прыжки в длину
и высоту с разбега развивают скорость, силу отдельных групп мышц и
быстроту. Прыжки и подскоки совершенствуют координацию движений,
функции вестибулярногоаппарата, улучшают ориентировку в пространстве.
Тяжелая атлетика. Упражнения с отягощениями (штангой, гантелями,
предметами). Всевозможные упражнения с небольшими отягощениями для
отдельных групп мышц являются эффективным средством развития силовой
24

выносливости и быстроты. Эти упражнения необходимо сочетать с
упражнениями на развитие быстроты без отягощений (например, наклоны,
приседания или повороты туловища выполняют сначала без отягощений,
потом с отягощениями и снова без отягощений).
Технико-тактическая и психологическая подготовка
Технико-тактическая подготовка
Освоение основ технических и тактических действий. Индивидуальные
технико-тактические действия: (технико-тактические действия в зависимости
от стиля видения боя; технико-тактические действия в зависимости от
«левосторонней» или «правосторонней» стойки; технико-тактические
действия в зависимости от индивидуального стиля соперника; техникотактические действия в зависимости от стойки соперника).
Овладение необходимым уровнем автоматизированного реагирования на
действия соперника. Оптимизация освоения и закрепления техникотактических действий. Овладение навыками идеомоторики. Идеомоторика.
Идеомоторная тренировка. Главный элемент движения.
Освоение различных алгоритмов технико-тактических действий. Виды
базовой
тактической
подготовки
(атакующая,
оборонительная,
контратакующая). Разделы тактической подготовки: подавление (физическое,
техническое, психологическое, тактическое); маскировка (угроза, вызов);
маневрирование (изменяя свое положение, изменяя положение противника,
используя движение противника).
Приобретение навыков анализа спортивного мастерства спортсменов.
Психологическая подготовка
Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является
воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства
коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в
нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно
спортивная деятельность, которая представляет большие возможности для
воспитания всех этих качеств.
Формирование высокого чувства ответственности перед обществом,
гражданской направленности и нравственных качеств личности юных
спортсменов должно осуществляться одновременно с развитием его волевых
качеств. Понимая психологическую подготовку как воспитательный процесс,
направленный на развитие и совершенствование значимых для юных
спортсменов свойств личности путем формирования соответствующей
системы отношений. При этом психологическая подготовка к
продолжительному тренировочному процессу осуществляется за счет
непрерывного развития мотивов спортивной деятельности и за счет
благоприятных отношенийк различным сторонам тренировочного процесса.
Развитие волевых качеств боксера
Волевые качества единоборца – настойчивость, инициативность,
целеустремленность, выдержка, уверенность в своих силах, смелость и
25

решительность – в основном развиваются непосредственно в тренировочном
процессе, при выполнении различных требований данной спортивной
деятельности.
Для совершенствования волевых способностей применяется введение
дополнительных трудностей и помех в тренировке. Например, после
достаточно напряженного тренировочного занятия объявляется о
дополнительных раундах боя, которые необходимо еще провести. Широко
практикуются варианты тренировок с «неудобным» противником, в
утяжеленных перчатках, без защитного снаряжения; спарринги в
присутствии большого количества зрителей, тотализатора; бой со свежими
партнерами и др. Важнейшим средством воспитания способностей к
проявлению волевых усилий являются выполнение рекордных нагрузок для
данного спортсмена.
Специальная психологическая подготовка направлена на решение
следующих частных задач:
- ориентация на те социальные ценности, которые являются ведущими
для спортсмена в его соревновательной деятельности вообще, в данном
турнире в частности;
- формирование у спортсмена психических «внутренних опор»,
облегчающих преодоление психических барьеров;
- преодоление психических барьеров, особенно тех, которые возникают в
борьбе с конкретным соперником;
- моделирование
условий
предстоящей
борьбы,
создание
психологической
программы
действий
непосредственно
перед
соревнованием и ее реализация в ходе турнира.
Психологическая подготовка боксёра особенно сказывается во время
соревнований, которые являются ответственным испытанием для боксера,
подведением итогов и в то же время служат средством дальнейшего
совершенствования мастерства.
В задачу психологической подготовки к соревнованиям входит создание
у боксера готовности к выступлению, которая должна сохраняться и в бою.
Готовность к соревнованиям - это психологическое состояние
спортсмена, которое характеризуется уверенностью в себе, стремлением
бороться доконца и желанием победить, значительной эмоциональной
устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроением и
чувствами, способностью мобилизовать все силы для достижения цели.
Психологическая подготовка боксёра к соревнованиям имеет четыре
этапа:
1) ранняя психологическая подготовка (примерно за месяц до соревнований идо
жеребьевки);
2) психологическая подготовка к бою (от объявления результатов жеребьевки до
начала поединка);
3) психологическое воздействие на боксера и активная саморегуляция его эмоций
во время турнира;
4) психологическое воздействие после окончания соревнований (в зависи мости
26

от результатов выступления боксера).
Средства и методы: создание соответствующих благоприятных условий
тренировки, отдыха; соблюдение режима; словесное воздействие; различные
приемы самовоспитания воли, решительности, приемы внушения и
самовнушения; прослушивание музыкальных произведений для создания
хорошего настроения, прогулки, интересные встречи и др. Подход к
спортсменам должен быть индивидуализирован.

•
•
•
•
•
•
•

•

•
•
•

Требования техники безопасности в процессе
реализации Программы
К занятиям боксом допускаются обучающиеся, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья и прошедшие инструктаж по
техникебезопасности.
При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных
занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
На занятиях обучающиеся должны быть в спортивной форме и спортивной
обуви с нескользкой подошвой.
При проведении занятий должна быть медицинская аптечка,
укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами
для оказания первой помощи при травмах.
Тренер-преподаватель обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать
места расположения первичных средств пожаротушения.
Не допускать нахождения обучающихся в спортивном зале без присмотра
тренера-преподавателя.
Обучая занимающихся, тренер-преподаватель должен обеспечить
правильный показ и страховку при выполнении упражнений и приемов,
начинать выполнение упражнений и заканчивать их только по команде
(сигналу) тренера-преподавателя.
Тренер-преподаватель должен следить за дисциплиной, воспитывать у
боксеров дружеское и корректное отношение к партнерам. При проведении
тренировочных боев строго соблюдать правила ведения боя, тренировочные
бои проводить в защитных масках.
При организации занятия следить за тем, чтобы обучающиеся самовольно не
использовали снаряды и тренажеры.
При выполнении упражнений с предметами (палки, обручи, мячи и т.д.)
следить за достаточным интервалом и дистанцией между обучающимися.
При организации занятия тренер-преподаватель должен следить за
состоянием обучающихся, не допускать их переутомления. В случае
появления внешних признаков переутомления, тренер-преподаватель
предлагает обучающемуся отдохнуть, а затем переключиться на более
спокойную деятельность.

27

• При проведении спортивных и подвижных игр строго соблюдать правила
игры, начинать игру, делать остановки в игре и заканчивать игру только по
команде тренера-преподавателя, избегать столкновения с игроками,
толчков и ударов по рукам и ногам игроков.
• При проведении занятия тренер-преподаватель должен правильно выбрать
место нахождения, чтобы в поле зрения находились все обучающиеся.
Таким образом, все оборудование и инвентарь, используемые
обучающимися должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной
безопасности. Помещение для тренировочных занятий должно
соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Оборудование должно
быть исправным, безопасным и соответствовать их возрастным показателям.
Все обучающиеся должны находиться в поле зрения тренера-преподавателя,
который должен осуществлять постоянный контроль над всеми
выполняемымиспортсменами действиями.
Объемы максимальных тренировочных нагрузок
Продолжительность одного занятия при реализации Программы
установлена в академических часах с учетом возрастных особенностей и этапа
(периода) подготовки обучающихся и не может превышать:
 на этапе стартового уровня СОГ-1 –
1часа;
 на этапе стартового 2 и 3 года
обучения 2часа;
 на этапе базового уровня - 3-х часов.
Нормативы максимального объема тренировочных нагрузок
Количество Количество Количество
Этапы спортивной
Год
часов
подготовки
обучения
часов в год тренировок
в неделю
в неделю
1
4
144
Стартовый уровень
3-4
2-3
6
216
8
336
1-2
Базовый уровень
4
3-4
10
420
5
5
12
504
6

28

IV.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПРОГРАММЫ

Для оценки уровня освоения Программы проводятся текущий контроль
в течение всего учебного года, промежуточная (ежегодно, после каждого этапа
(периода) обучения).
При
проведении
промежуточной
аттестации
обучающихся
учитываются результаты освоения Программы по предметным областям.
Для оценки уровня освоения Программы по предметной области
«Теория и методика физической культуры и спорта» проводится опрос.
Для оценки уровня освоения Программы по предметным областям:
«Общая и специальная физическая подготовка», «Другие виды спорта и
подвижные игры» используют контрольные упражнения (тесты), которые
дают оценку развития основных физических качеств (быстрота, сила, силовая
выносливость, скоростно-силовые качества): бег на 30 м, поднимание
туловища за 30 сек, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину
с места.
Для оценки уровня освоения Программы по предметным областям:
«Избранный вид спорта», «Технико-тактическая и психологическая
подготовка» учитывается проведение контрольного спарринга или
выполнение требований, норм и условий Единой всероссийской спортивной
классификации (спортивный разряд по боксу).
Промежуточная аттестация считается успешно пройденной в случае,
если обучающийся сдал теоретический материал, выполнил нормативы
контрольных упражнений не менее чем на 75 %, провел контрольный
спарринг или имеет спортивный разряд. Результаты промежуточной
аттестации служат основанием для перевода обучающихся на следующий
период (год) обучения.
Нормативы контрольных упражнений по разделам:
«Общая и специальная физическая подготовка»,
«Другие виды спорта и подвижные игры»
Развиваемое
Контрольные
Группы
Группы
физическое
упражнения
стартового
базового
качество
(тесты)
уровня
уровня
Быстрота

бег на 30 м (с)
поднимание
Сила
туловища за 30сек (раз)
Силовая
сгибание и разгибание
выносливость рук в упоре лежа (раз)
прыжок в длину с места
Скоростносиловые качества
(см)

29

не более 5,8 с

не более 5,4 с

не менее 12 раз не менее 15 раз
не менее 15 раз не менее 25 раз
не менее 140 см не менее 170 см

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ НА КАЖДОМ ИЗ ЭТАПОВ
ПОДГОТОВКИ
- Результатом реализации Программы является:
- 4.1. Стартовый уровень:
- - формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- - формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- - освоение основ техники по виду спорта бокс;
- - всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- - укрепление здоровья спортсменов;
- - отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по
виду спорта бокс.
- 4.2. Базовый уровень:
- - повышение уровня общей и специальной физической, технической,
тактической и психологической подготовки;
- - приобретение опыта и достижение стабильности выступления на
официальных спортивных соревнованиях по виду спорта бокс;
- - формирование спортивной мотивации;
- - укрепление здоровья спортсменов.

30

V.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРОГРАММЫ

Список литературы
1. Бокс: Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. И.П.
Дегтярева. - М.: ФиС, 1979. - 287 с.
2. Бокс. Энциклопедия // Составитель Н.Н. Таратории. - М.: Терриспорт, 1998. - 232 с.
3. Бокс. Правила соревнований. – М.: Федерация бокса России, 2012. - 34 с.
4. Все о боксе / Сост. Н.А. Худадов, И.В. Циргиладзе; под ред.
Л.Н.Сальникова .-М.:1995.-212 с.
5. Допинг-контроль; что нужно знать каждому (Информационные
материалы для спортсменов, тренеров, врачей сборных и клубных
команд). - М.:Олимпия Пресс, 2004. - 40 с.
6. Озолинин И.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. – М.:
ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004. - 863 с.
7. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов
/Сост. Ф.П, Суслов, Д.А. Тышлер. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.
-480с.
8. Филимонов В. И. Бокс. Педагогические основы обучения и
совершенствования. - М.: ИНСАН, 2001. - 400 с.
9. Ширяев А.Г. Бокс учителю и ученику. Изд. 2-е перераб. и доп. -СПб.:
Изд-во «Шатон», 2002. - 190 с.
10. Подрезов Н.А. Азбука бокса / Под ред. А.И. Киселева. —
М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. – 136 с.
11. Шитов В.К. Бокс для начинающих. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 448 с.
Перечень Интернет-ресурсов
http://www.minsport.gov.ru
http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai
http://www.boxing-fbr.ru
http://sclubs.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BA%D1%81
http://www.bruiser.ru
http://moscowboxing.ru/vesovie_categorii
http://baumanskaya28.narod.ru/announcement.html
http://zevsportal.ru/articles/sport/sportpit/sportpit_394.html
http://edasport.ru/book/export/html/16
http://www.pumorisport.ru/fights.htm
http://www.physical-education.ru/bezspecp.htmlми

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Уважаемые родители! Просим Вас оставить мнение о нашей организации. Чтобы оценить условия осуществления образовательной деятельности наведите камеру Вашего телефона и отсканируйте QR-код.


Перейдя по ссылке, Вы сможете:

  1. Оценить условия осуществления образовательной деятельности:

— открытость и доступность информации об организации;

— комфортность условий осуществления образовательной деятельности;

— доброжелательность, вежливость работников;

— удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности;

— доступность образовательной деятельности для инвалидов.

  1. Оставить отзыв.
  2. Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке: https://bus.gov.ru/qrcode/rate/415514

  3. На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».